Исследование аномального искусства, от палеолита до наших дней
Доктор Ханна Морель, глава Отдела художественных аномалий
(Ниже приведена выдержка из страниц 6-9 руководства доктора Морель. Полный текст документа доступен в Центральном архиве Фонда).
"Долгая ночь", картина Рауля Сартена. |
---|
По словам Уильяма Тартора, основателя Отдела художественных аномалий, аномальное искусство или анарт - это "Художественные произведения, включающие в себя аномалию, как часть замысла произведения. Бывают случаи, когда такие произведения проявляют аномальные свойства, непреднамеренно созданные автором, и в таких случаях аномальные свойства не связаны с тем, что выражает данное произведение1". Это определение используется в течение почти сорока лет и, по моему опыту и опыту многих других, является одним из неоспоримых фактов в исследовании аномального искусства.
Конечно, это определение неоспоримо ввиду своей широты и универсальности, но вне рамок этого краткого описания анарт гораздо труднее определить. В анарте часто используются экспериментальные, незаконные или невозможные методы выражения, что делает это искусство часто невероятно эзотеричным, полностью бессмысленным или невозможным для понимания человеком. Не единожды учёные пытались применить к анарту старую дискуссию "Что такое искусство", что редко им помогало.
Это руководство предназначено для изучения истории аномального искусства и призвано обеспечить обзор его основных школ, философий, стилей и практик. Литературные аномалии в этой статье рассмотрены не будут2.
Хаотичный и странный характер анарта невероятно затрудняет классификацию его стилей. В определённые периоды можно увидеть всеобъемлющую и чётко определённую тему, когда большинство анартистов следуют одной и той же философии с предсказуемыми результатами, однако это скорее исключение, чем правило. Более мелкие группы анартистов редко придерживаются единой философии, и часто группы и отдельные лица склонны смешивать школы и стили по своей прихоти.
Тем не менее, изучение анарта в долгосрочной перспективе выявляет закономерности и внутреннюю логику. На протяжении всей истории, существовали четыре основные школы аномальных художников, стремящиеся с помощью искусства, соответственно, исправить, изменить или уничтожить существующую реальность, либо же создать новую. Следует отметить, однако, что это разделение на школы было создано Фондом для того, чтобы определить трудноопределяемое; адепты же этих школ никогда не называли их таковыми, и никакие из анартистов или их произведений не укладываются в эти категории полностью.
Пример "Дурацкой Пьесы" в стиле Йоханнеса, снято 17 июля 2007 года 3 |
---|
Ниже приведён перечень этих школ и их основных подшкол:
Реконструкционизм - Эти анартисты желают решить социальные, экономические и этические проблемы при помощи анарта. Реконструкционистский анарт своей имеет единственную конечную цель, и, следовательно, является временным и становится ненужным по достижении цели.
- Младший реконструкционизм – Сторонники движений, которые не происходят от какого-либо анартиста или группы анартистов. Эта подшкола становится всё более распространённой с середины ХХ века по настоящее время.
- Истинный реконструкционизм – Основатели движения. В плане целей это движение подобно неаномальным группам, но в других аспектах с ними не связано.
- Дадаизм/Радикальный реконструкционизм – В мотивах или методах этой школы не существует никакого смысла или последовательности, кроме стремления к достижению цели, какой бы абсурдной она ни была. Движения дадаистов-реконструкционистов редко существуют долго, и очень редко включают более одного человека, – как результат необходимости отсутствия здравомыслия для их существования.
Рекреационизм – Эти анартисты стремятся преобразовывать предварительно существующую реальность в соответствии со своей волей. В отличие от реконструкционистов, рекреационисты не обязательно жаждут достичь великой цели и часто стремятся к постоянному существованию; однако, эти школы имеют много общего.
- Малый рекреационизм – Наиболее распространённая подшкола рекреационистов, в которой анарт используется для преобразований в небольшом масштабе: например, человека, объекта или единичной локации. В наши дни для многих анартистов, в том числе даже и для высококвалифицированных адептов противоположных школ, типично экспериментировать с малым рекреационизмом, чаще всего в сфере модификации тела.
- Большой рекреационизм - Это подшкола отличается только масштабом создаваемого анарта, поскольку направлена на трансформацию стран, общества, всего мира, или вещей сходного масштаба. Эти проекты, как правило, связаны с большими артелями анартистов, часто из разных школ, во главе с конкретным человеком или группой, и очень редко достигают успеха, как правило, будучи прерваны извне или свёрнуты в связи со внутренними противоречиями или бесхозяйственностью.
- Реформистский рекреационизм - Искусство, предназначенное для трансформации самого себя во всех аспектах. Эта подшкола имеет черты, характерные для религий, и поэтому изобилует противоречивыми темами и идеями. Эта подшкола отличается общей нехваткой внешних произведений искусства: реформисты считают душу идеальным холстом, единственным достойным использования.
"Без названия", работа неизвестного анартиста |
---|
Деконструкционизм - Эти анартисты считают своей целью уничтожение аспектов существующей реальности без предоставления замены.
- Псевдо-деконструкционизм - Адепты этой подшколы фокусируются на свержении общественных структур, которые они воспринимают как репрессивные или коррумпированные. Часто псевдо-деструкционисты смешиваются с реконструкционистскими школами, наиболее часто - со младшими реконструкционистами.
- Истинный деконструкционизм - Целью этой подшколы является не только уничтожение мишени, но и полное стирание её из реальности, так чтобы она в первую очередь никогда и не существовала. Это очень редкая подшкола, что свидетельствует о сложности создания такой работы. Конечно, следует отметить, что их редкость может быть результатом их последних успехов.
- Абсолютный деконструкционизм - Подшкола основана на убеждении, что само бытие является испорченным и бессмысленным и должно быть уничтожено полностью. Члены этой подшколы очень опасны, откровенно враждебны, и при работе с ними следует соблюдать крайнюю осторожность.
Креационизм - Наиболее широкая школа анарта, сосредоточенная исключительно на создании искусства и выражения через него. Некоторые учёные утверждают, что весь анарт по природе является креационизмом, так что это обозначение является излишним. Это в определённой степени верно: между креационизмом и остальными школами существует значительный разрыв. Тем не менее, общее мнение состоит в том, что креационизм является достаточно конкретным, чтобы существовать сам по себе.
- Истинный креационизм - Подавляющее большинство анартистов попадают под эту категорию, и она служит всеобъемлющей для тех, кого нелегко отнести к другим категориям. Это определение распространяется на всех анартистов которые создают анарт ради анарта, и чьё искусство не позволяет отнести их к высшим креационистам или художественным деистам.
- Высший креационизм - Через акт творения анартист не только выражает реальность, но и определяет её. Это свойство общее для всех анартистов, потому в глазах этой школы все анартисты считаются правомерными. Недавние исследования утверждают, что эта школа анарта не является истинной, и эта позиция набирает обороты в последние годы4.
- Художественный деизм - Считают, что Художник есть Бог. В отличие от высших креационистов, признающих способность определять истину и реальность общей для всех художников, художественные деисты считают, что это право принадлежит только им одним, и что никто другой не способен определить истину. Художественные деисты зачастую весьма опасны, нередко проявляя признаки мании величия. Достаточно опытных художественных деистов можно рассматривать в той же категории, что и скульпторов реальности.
Каждая из этих школ и их соответствующих подшкол будут более подробно рассмотрены в следующих разделах.