**Эрих Мария Ремарк - "На западном фронте без перемен", "Чёрный обелиск", "Триумфальная арка" **- три романа Ремарка, охватывающие период от середины первой мировой войны до начала второй. Безусловно, будут интересны тем, кому небезразлична история 20-го века и человеческая психология. Первый может особенно приглянуться ценителям батальных сцен и описаний физической жестокости. Второй и третий рассказывают о мирной жизни, но в обоих случаях эта мирная жизнь оказывается с двух сторон надломлена. Во-первых, потому что её вынуждены вести люди, прошедшие через войну и ставшие потерянным поколением. Во-вторых, потому что условия, в которых они оказываются не располагают к успокоению. В "Чёрном обелиске" говорится о довольно-таки тяжёлой жизни в послевоенной Германии, пораженной невероятной инфляцией и реваншистскими настроениями. В "Триумфальной арке" - о бытии нелегального иммигранта, который вынужден укрываться и от гестапо, и от полиции стран, в которых хочет найти укрытие.
Есть в каждом и определённые философские размышления. Особенно в этом плане мне нравится "Чёрный обелиск". Он, по сути, является автобиографическим произведением. В нём главный герой подрабатывает тем, что играет на органе в церкви в сумасшедшем доме. Время от времени он беседует с одной из сумасшедших, также спорит с местным священником. В этих диалогах можно найти очень интересные мысли о религии и Боге.
В принципе, если эти книги понравятся, можно прочитать и другие романы Ремарка. Многие из них перекликаются сюжетно, в некоторых встречаются персонажи из других, так что в целом получается единая картина первой половины двадцатого века.
Альбер Камю - "Посторонний" - очень примечательный роман Камю, произведший на меня, пожалуй, наибольшее впечатление из прочитанного у него. Повествует о жизни молодого человека, который сам себе был посторонним, то есть был равнодушен к развитию собственной жизни и к судьбам близких ему людей. Он, француз, живущий в Алжире, помещает мать в дом престарелых и скучает на её похоранах, без особого всплеска чувств начинает жить вместе с не очень хорошо знакомой ему девушкой, безразлично смотрит на перипетии соседей и своё продвижение по работе, а потом как-то "просто так" убивает араба, в результате чего попадает под суд. Только после этого его сознание просыпается и в голове появляются очень интересные мысли.
Томас Манн - "Волшебная Гора" - роман, рассказывающей о жизни в начале 20-го века в элитной горной лечебнице для больных туберкулёзом. Центральная фигура - молодой немец Ганс Касторп. Можно рассматривать книгу как историю его духовной эволюции. Когда Касторп попадает в лечебницу, он обычный буржуа с небольшими конкретными планами. Но неожиданно развившаяся болезнь даёт ему много свободного времени, для чтения, размышлений и общения с разными по убеждениям людьми, что в итоге превращает его, если не в философа, то во всяком случае в человека, не чуждого мышлению. Одновременно книгу можно читать и как внимательный и подробный социокультурный очерк верхушки европейского общества в годы перед войной, и как интересную картину из истории медицины.
Мишель Фуко - "история безумия в классическую эпоху" - не художественная, а научная литература. Историко-философское исследование, посвященное вопросам об особенностях восприятия безумия в период XVII-XVIII, об экономических, политических, юридических и морально-нравственных факторах, который сформировали отношение к безумным, и об условиях зарождения современной психиатрии и современных психиатрических лечебниц. Книга довольна интересна тем, что показывает, что безумие в то время оценивалось и определялось не по каким бы то ни было медицинским критериям, а по социальным и морально-нравственным, и что данная черта перекочевала в современную психиатрию незаметно для её создателей. Книга может быть интересна и для ознакомления с таким современным явлением науки и культуры как антипсихиатрия, и для изучения жизни сумасшедших и отношения к ним в разные времена.