Название: Роль всей жизни
Материалы: Татемаэ
Один (1) шаблон личности типа "фасад"
Агент нарушения реальности
Идея театра
Мегафон
Общая концепция: Простой режиссёрский мегафон в виде конуса, изготовленный из дерева, картона или другого материала соответствующей жёсткости (фактический материал устройства не имеет значения, главное чтобы само устройство выглядело, как стереотипный режиссёрский мегафон). Когда через устройство произносится команда "мотор", оно удаляет из личности, в адрес которой это было произнесено, заученные поведенческие и социальные нормы, заменяя их актёрскими.
В сущности, личность приобретает убеждение, что является не тем, кем себя считала раньше, а актёром, играющим её предыдущую личность в спектакле или фильме. Личность признаёт свою роль в великом фарсе существования и действует соответственным образом, охотно принимая режиссуру пользователя.
Эти актёры – одни из лучших, с которыми мне доводилось когда-либо работать: сговорчивые, терпеливые, всегда готовые принять критику, и я считаю, что их исполнение говорит само за себя. Единственное, что мне не по душе – их склонность вживаться в роль. Если режиссура отходит слишком далеко от установленной роли, качество их исполнения резко падает.
Я также обнаружил, что актёры могут покидать "сцену" полностью, уходя "за кулисы". Не желая отвлекаться от основной темы произведения на неуместные этические вопросы, я избегал возобновления пьесы, пока все актеры не возвращались. Когда я спросил одного из них, на что это похоже, он выглядел смущённым и сказал: "Это… это за кулисами. Разве вы не знаете, что это такое?". При дальнейших расспросах он лишь становился всё более взволнованным. Это, похоже, случается всякий раз при указании на несоответствия. Актёры, видимо, не понимают этого вопроса, воспринимая его как глупый или бессмысленный.
Замысел: Как многие писатели и режиссёры, я часто задавался вопросом, насколько "реальны" мои персонажи. Если бы я мог как-то проявить их в реальности, смогли бы они функционировать, как люди? Я попытался сделать это в моём произведении 2005 года "Изучение персонажа". Как красочно продемонстрировало это произведение, в то время как персонажи часто напоминают реальных людей, эта маска удивительно тонка (приношу свои извинения семнадцатой галерее).
На этот раз я решил попробовать обратное. Вместо того, чтобы брать персонажей и делать их реальными, это произведение берёт реальную личность и редуцирует её до персонажа. В отличие от "Изучения персонажа", произведение воздействует непосредственно на аудиторию, что, я надеюсь, даст более объемлющий опыт.
Произведение, в первую очередь, задумано, чтобы вдохновить публику на сомнения и вопросы. Поскольку их нормальное состояние и их поведение в рамках пьесы чувствуются ими одинаково реально, ясно и правдоподобно, это вынуждает их смириться с мыслью, что они могут, на самом деле, представлять собой ничего больше, чем чьего-то чужого персонажа, в прямом или переносном смысле.
Персонаж, по самой своей природе, может представлять не более чем "фасад", видимость полноценного человеческого существа. Даже самый глубокий персонаж не может быть полностью концептуальным человеком, поскольку это будет означать, что его автор полностью разработал инородную личность (что, как правило, считается признаком психического заболевания).
Атакуя локус контроля зрителя, произведение атакует одну из самых фундаментальных аксиом, вокруг которой строится человеческий опыт, а именно: то, что человек сам осуществляет контроль над своими действиями. Присутствующий в произведении стремительный сдвиг локуса из отчасти внутренней среды среднестатистической психики в очень внешнюю среду предназначен для вызова тяжёлой психической дезориентации.
Вторая цель заключается в привлечении внимания к несоответствию между внешним обличьем, известным в японском языке, как "татэмаэ", и фактическим "я", называемым "хоннэ". Зритель должен затем задаться вопросом о лжи, полуправде, недомолвках, которые формируют его внешнюю личность, и о том, является ли такой персонаж независимой структурой, способной существовать самостоятельно в виде концепции, или же он неразрывно связан с внутренним (хотя и не обязательно "истинным") "я". Приравняв используемый в приличном обществе "фасад" татэмаэ к авторскому "фасаду", используемому для создания вымышленных персонажей, зритель остаётся в сомнении как относительно своей нравственной целостности, так и относительно целостности самого мира вокруг себя.