Золотое собрание текстов Российского филиала Фонда SCP

Данная статья была удалена из основного пространства сайта и перенесена в архив. Её содержимое не является официальным материалом сообщества SCP Foundation и представлено исключительно в архивных целях.

Автор: Mr Self Destruct

Посвящается Петровичу.

Шахта… Уже сразу нас встречает приятная и неожиданная (впрочем, почему неожиданная, от этого автора мы как раз ожидаем новых прозрений) многозначность. Текст указывает на то, что его смыслы нельзя просто так обнаружить, здесь требуется буквально шахтёрская работа, столь глубоко уходят корни этого монументального произведения. Только самый кропотливый читатель, ищущий только на глубине и под землёй, только настоящий Шахтёр может обанаружить под кучей камней, гравия и силикатов настоящие алмазы авторской мысли, драгоценности скрытые в самых глубоких подземных пещерах. Тот кто уйдёт глубоко в текст Шахты, выйдет оттуда богатым.

Мы не собираемся уходить слишком глубоко, мы несколько трусливы и опасаемся затеряться в узких и длинных коридорах авторского текста, всё ещё не освоенного современной мыслью. Мы спустимся ровно настолько, чтобы обнажилась бездна, но в эту бездну мы вступать не будем. Мы минуем поверхность ОУС и погрузимся на первый уровень Шахты, в её описание.

представляет собой помещение неизвестного назначения, единственный известный вход в которое возможен через бывшую шахту

И сразу же удар в самое сердце наших ожиданий. Речь вовсе не о шахте, но о неком неизвестном помещении. Но… Здесь застывает читательская самоуверенность (и самоуверенность интерпретатора тоже). НЕИЗВЕСТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ. Текст внутри текста. Загадка лежащая по ту сторону ответа на другую загадку. Перед нами маячит нечто, что требует интерпретации и что её же запрещает. Неизвестное помещение… Впрочем, может достаточно шахты? - скажет нам робкий читатель. Ну что ж, пока достаточно, пока… Просто помните, что само сердце текста, его глубинная корневая мысль нам недоступна, в некотором роде её не существует:

Все когда-либо работавшие в ней шахтёры заявили, что ранее SCP-1184 не существовало.

Сама же шахта сразу отгоняет читателей, которые хотят обнаружить некоторый эпатажный текст. Она прямо говорит: у меня для вас ничего нет, вы глупые торопыги, низшие из людей, мои богатства не для вас:

На момент обнаружения аномального эффекта шахта была заброшена по причине выработки полезных ископаемых и экономической нецелесообразности дальнейшей добычи.

Для нас остаётся один путь: идти прямо на нижний горизонт выработки через вертикальный слепой ствол. Это прямой спуск, ниспадение в глубину текста, который услужливо предлагает нам автор. Ты можешь уйти вглубь, но возврата не будет, как бы говорит нам писатель. И вправду, человек прочитавший Шахту, никогда уже не будет прежним. Что же он обнаружит, если осмелится читать дальше? Предметы интерьера и… неожиданная находка. Авторский ключ к интерпретации текста. Дневник.

Первая же строчка уже откровение:

Нашёл здесь тетрадь. Уже хорошо. Вкупе с моим карандашом это позволит по крайней мере записать всё, что со мной произошло здесь.

Разве не ясно? Кто имеет глаза, тот увидит, что здесь автор пишет, как был рождён текст. Он вкладывает собственную историю в уста безымянного персонажа (который, как вы могли заметить, "спелеолог", человек, который спускается в глубину, неизменная черта авторской идентификации с героем). Теперь мы знаем тайну креации, исток и истину художественного творения.

Уже хорошо.

Это уже хорошо. Но что тогда есть подлинное хорошо? Нечто за гранью нашего понимания. Взглянем дальше, в глупой надежде не выжечь наши глаза светом истины:

Сюда спустился из интереса к старым заброшенным шахтам и вот куда попал. Дерьмо.

Нерешительность гения, муки Гоголя, который сжигал собственные рукописи, страдания Леонардо да Винчи рвавшего собственные картины. Вот куда я попал… Так говорит любой новатор, любой первопроходец, всё ещё не понявший масштаба, написанного им текста. Автор полагает, что он не достиг подлинной истины, он полагает, что достиг только чего-то столь низменного как "дерьмо"… Но он спускается всё дальше и дальше, глубже в бессистемность, глубже в утрату подлинного эйдоса, в размытие формы:

Я спускался вниз по шахте всё ниже и ниже, из горизонта в горизонт. Чем ниже - тем удивительнее выглядели эти шахты. Бессистемные, путаные, порой даже без должной вентиляции и укрепления ходов, как будто их копали какие-то идиоты

Отчаянная констатация кризиса современных искусств. Глухи те, кто не слышит в каждой строчке крика подлинного художника, который обнаруживает, что всё, буквально всё вокруг "как будто копали какие-то идиоты". И он спрашивает себя:

Но где оказался в итоге?

Персонаж и автор попадают в ловушку, в комнату из которой не выйти, в самые недра кафкианского абсурда. Здесь автор совершает радикальный шаг:

Наверх мне уже не подняться

Это шаг искусства модерна. Классицизм утрачен, но что дальше? А дальше автор совершает шаг, который совершают подлинные гении, шаг, который мало людей смогут по достоинству оценить. Он отсылает нас к цитате Сезанна: "Сами станем классиками". Но как изящно он делает эту отсылку, как грациозно:

И наружу не вылезти, окна и дверь как будто из стали. К счастью, у меня есть приличный запас продуктов.

Мы не можем вернуть классику, но у нас достаточно своих продуктов, достаточно внутреннего огня, чтобы прожить здесь, в самых недрах Шахты, в сердце Неизвестной комнаты. Однако не рано ли мы возносим дифирамбы, возможно мы поступаем глупо? Возможно пришло время элегии. Автор не питает иллюзий. Он ироник почти сократовского уровня: он, написавший фундаментальные работы, принёсшие миру весть о бессмысленности и тлене бытия, он именует себя не иначе как AllRight (Всё в порядке. - пер. с англ). Этот человек не питает иллюзий, которыми на секунду воспылали мы, он знает, что если обнаружить ключ от запертой двери, то за этой дверью окажется…

Вот он, ад.

Это нисхождение в глубины Ада… Но где же Вергилий? Найдёт ли герой Беатричче? Нет, он встретится с чем-то иным:

Я видел, как волк и заяц из "Ну, погоди!" стояли напротив меня, а потом прыгнули в потолок. Что за чушь вообще? Что происходит?

Это за пределом всякого понимания, единожды прочитав эту фразу нельзя смотреть на мир прежними глазами. Остаётся лишь констатация: "Что за чушь вообще?". Или бессильное вопрошание: "Что происходит?". Это трансгрессия в её подлинном виде, трансгрессия, уводящая нас в мрачные глубины бессознательного. Но автор идёт ещё дальше:

Странно, но фонарик не нужен. Все пещеры освещаются каким-то вездесущим мягким и пусть слабым, но всё же светом.

В центре мрака, в недрах первичной травмы мы обнаруживаем свет. Нетварный свет освещает бытие героя. Тот свет о котором знал Григорий Палама…

На этом записи в дневнике обрываются. Тела субъекта или ключа от двери обнаружено не было.

Герой возносится… И когда мы уже решили, что достигли высшей (глубочайшей) точки текста, мы слышим оклик Автора:

Эй, мужик!

Мы оборачиваемся и кое-что понимаем. Что вся наша интерпретация, все потуги понять значение текста… это всё было нелепо. Мы "стоим с лицом умственно отсталого". Поэтому мне, интерпретатору, остаётся только процитировать разбираемый текст по отношению к себе:

И стоять как вкопанному с лицом умственно отсталого мне не очень хотелось бы. Если я сейчас так не стою вообще.



Тип статьи: архив
версия страницы: 123, Последняя правка: 20 Окт. 2024, 12:30 (18 дней назад)
Пока не указано иное, содержимое этой страницы распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License.